Новые инициативы властей по развитию импортозамещения могут обернуться отстранением от госзакупок многих отечественных производителей, а также к росту коррупции, считают в Федеральной антимонопольной службе России. Эксперты добавляют, что это приведет к снижению доступности качественных лекарств.
Импортозамещение без границ
ФАС высказалась против очередного предложения Минпромтотрга по ограничению госзакупок импортных препаратов. Речь идет о введении трехэтапной процедуры закупок лекарств, предполагающей наибольшие преференции российским производителям полного цикла. Если таких заявок не будет, приоритет предлагается отдавать производителям лекарств, готовая лекарственная форма которых была произведена в России. На третьем этапе к торгам будут допускаться все остальные участники.
Напомним, весной 2016 года заработало постановление правительства РФ № 1289 от 30.11.2015, известное как «третий лишний» и ограничивающее доступ на российский рынок госзакупок импортных лекарств. Суть его заключается в том, что иностранные поставщики не могут участвовать в торгах на получение контракта при наличии хотя бы двух заявок от отечественных производителей. При этом ограничения не касаются производителей из стран-членов Евразийского экономического союза, а качество продукции в этом случае роли не играет — только место производства.
Два месяца назад Минпромторг обнародовал проект дополнений в этот документ, согласно которым на торгах должны отклоняться заявки производителей жизненно важных лекарств, если все стадии производства, включая синтез молекул активной фармацевтической субстанции, не осуществляются в России. Если на аукцион будет подана как минимум одна заявка, удовлетворяющая этому требованию, то все остальные должны быть отклонены, то есть, это уже не третий, а «второй лишний».
«Наиболее российская из субстанций»
В ФАС последние инициативы Минпромторга назвали прямым ограничением конкуренции, которое приведет, в том числе, к отстранению от госзакупок отечественных производителей готовой лекарственной формы и, соответственно, к росту бюджетных расходов.
«Когда это дело введут (трехэтапную процедуру госзакупок — ред.), то сократится возможность снижения цен на лекарственные препараты. Сохранятся или даже увеличатся дефициты в системе здравоохранения, особенно в региональных закупках», — заявил начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев в рамках Гайдаровского форума.
Фото: Natalya Osipova/Shutterstock
По его мнению, итогом этого станет снижение доступности лекарств. Зато значительная часть денег сохранится у тех производителей, которые предоставят справки о том, что их субстанция «наиболее российская из всех остальных». «Мы находимся в сомнениях очень серьезных, потому что понимаем, что нет инструментов, которые позволят очень быстро и точно установить происхождение субстанции. Поэтому как бы у нас эта конкуренция не превратилась бы в конкуренцию за справку. Справка определяет состояние на торгах, а не реальное производство», — пояснил Нижегородцев.
На пути к монополизации рынка
В Ассоциации международных фармпроизводителей (AIPM) считают, что внедрение такой системы выгодно только очень узкому кругу компаний, которые в состоянии производить полный цикл. А внерыночные механизмы регулирования, ведущие к полной монополизации рынка, ставят под угрозу инвестиционные проекты в РФ, в том числе, по локализации производства. За последние годы в России построено полтора десятка новых локализованных заводов, заявил исполнительный директор Ассоциации Владимир Шипков. Однако, маловероятно, что на этих площадках будут производиться препараты по полному циклу, поскольку в этом нет «никакой экономической, финансовой, регуляторной целесообразности».
Достаточно абсурдным выглядит инициатива Минпромторга и в глазах производителей отечественных препаратов. 95% лекарств в России изготавливаются из импортных субстанций. «Сырье закупается преимущественно в Юго-Восточной Азии, — рассказал «МедНовостям» руководитель одного из российских фармпредприятий. — Весь мир давно уже делегировал на 90% эти права Индии и Китаю. Собственное производство субстанций осталось только в тех фармкомпаниях в мире, которые владеют технологией сверхвысокотехнологичного синтеза, либо биопрепаратов, в отношении которых крайне сложно добиться идентичности структуры и действия».
Согласны с этим и эксперты. «Это совершенно излишняя и очень вредная норма, — заявила «МедНовостям» директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. — Она снижает уровень конкуретности на фармрынке и, скорее всего, существенно ограничит доступность препаратов при закупках. Потому, что будут отдавать предпочтения ограниченному числу поставщиков». По словам Попович, никто не оспаривает важность протекционистской политики Минпромторга, но за здоровье населения отвечает все-таки другое ведомство. А, по мнению президента Лиги пациентов Александра Саверского, озаботившийся российским производителем Минпромторг «режет на корню все нормы антимонопольного регулирования, направленные на улучшение конкурентной среды», и совершенно не беспокоится об отечественном пациенте, рискующем остаться без медицинской помощи.